Армрестлинг

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Армрестлинг » СтронгМен » Великие атлеты


Великие атлеты

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Обсуждение,факты,истории,статьи,фото,видео

0

2

вот они ну не все

увеличить

0

3

Да хорошая компания.

0

4

Георг Гаккеншмидт Вот один из великих,так выглядить, в наши времена подумали б что он химик :D

увеличить

увеличить

увеличить

0

5

Георг Гаккеншмидт ( 1878 - 1968 ) - цирковой атлет, борец, неоднократный рекордсмен мира по тяжелой атлетике и чемпион мира по французской борьбе.

Родился Гаккеншмидт в Тарту (Эстония). Еще в реальном училище он увлекся физическими упражнениями. Выполнял упражнения на гимнастических снарядах, хорошо бегал, плавал, прекрасно прыгал, занимался с гантелями.

В 1895 году переезжает в Таллин, где работает на машиностроительном заводе. В это время увлекается велосипедными спортом, выигрывает несколько призов. Затем увлекся тяжелой атлетикой, и это увлечение осталось на всю жизнь. Посещает атлетический клуб, много тренируется самостоятельно.

Работая на заводе, он изготовил себе специальный пудовый молот, который также использовал для своих тренировок. Много уделял внимания тренировкам со штангой и гирями. Особое внимание уделял развитию мышц ног, используя для этого не только специальные упражнения со &штангой&, но и прыжки через скакалку и различные препятствия (стол, стулья). Часто, тренируя ноги, он забирался по внутренней лестнице на шпиль церкви Оливеста, держа в руках по двухпудовой гире, а иногда сажал на плечи какого-нибудь мальчишку. Особенно любил прыжки. В особом комбинированном прыжке (в высоту и длину одновременно) он имел результат 360 см в длину. Кстати, прыжками он занимался до глубокой старости. Даже в возрасте 82 лет Гаккеншмидт мог перепрыгнуть через веревку, натянутую на спинках двух стульев, отталкиваясь от пола двумя ногами одновременно.

Упорные тренировки приносят свои результаты. В 1896 году он выжимает одной рукой 97 кг, а правой рукой на бицепс поднимает 56,5 кг. Начинает выступать перед публикой с атлетическими номерами под псевдонимом Ленц. Знакомится с известными профессиональным борцом Георгом Лурихом, который повлиял на его увлечение борьбой. В 1898 году переезжает в Петербург, где тренируется у знаменитого доктора В. Ф. Краевского.

Вот как описывает прибытие в клуб Краевского молодого Гаккеншмидта редактор журнала "Геркулес" Н. В. Лебедев: <...Отворяется дверь из гостиной, и "ста- рик доктор" вводит за руку какого-то широкоплечего юношу в сером поношенном пиджаке со словами: "Господа, рекомендую: Гаккеншмидт из Юрьева... Так сказать звезда Эстляндии!" Надо признаться, что встретили мы гостя не особенно дружелюбно: уж очень ревниво тогда относились к иногородним атлетам. Мы слышали, что Гаккеншмидт одной рукой выжимает шесть пудов, но в других движениях слаб. Когда он стал раздеваться, мы втайне рассчитывали, что вот-вот <всыплем> юрьевскому атлету. Но лишь только Гаккеншмидт снял пиджак и рубашку, мы так и ахнули: такой мускулатуры ни у кого из атлетов нам не приходилось видеть. Совершенно без жира, весь рельефный, с бицепсами 44 - 45 сантиметров, с феноме- нально широкой спиной, покрытой комками мышц, <новичок>, еще не подходя к штанге, одной своей фигурой побил нас в пух и прах. Он начал выжимание одной рукой с 80 кг, затем 104 - это был всероссийский рекорд. Гаккеншмидту кричали "браво", "ура". Мы уже не завидовали, прямо сознав, что "новичок - выше всех нас на голову."

Доктор поселил Гаккеншмидта у себя, начались упорные тренировки. Результаты резко повысились. Гаккеншмидт побивает рекорд знаменитого атлета Ев- гения Сандова в жиме одной рукой. Результат Гаккеншмидта - 116 кг. Затем устанавливает рекорд мира в рывке одной рукой - 85,51 кг.

Занятия тяжелой атлетикой совмещает с борьбой. Первым из русских борцов становится чемпионом Европы (1898 г.), а в 1901 году на международном чемпионате в Париже завоевывает звание чемпиона ми- ра по французской борьбе. С этого момента начинается триумфальное шествие Гаккеншмидта, как атлета и борца, по разным странам. После одного из борцовских турниров, проходившего в Париже в 1899 году, публика стала называть Гаккеншмидта <Русским львом>. Во время одного из своих турне Гаккеншмидт побывал в Мюнхене, где зашел к знаменитому в прошлом атлету Гансу Штейеру, державшему в своем кабачке в качестве реликвий огромные камни, бочки и прочие тяжести. Славился Штейер своим чудачеством. Трость его весила 40 фунтов, табакерка, которую он держал на ладони, угощая своих друзей, весила 100 фунтов. Иногда он надевал на голову цилиндр весом в 75 фунтов, и придя в кафе, оставлял его на столе, затем просил официанта принести ему цилиндр. Гаккеншмидт попробовал свои силы и приподнял одной рукой с земли камень весом в 300 кг.

В 1911 году Гаккеншмидт опубликовал систему физического развития <Путь к силе и здоровью>, которая сразу же завоевала большую популярность среди любителей атлетики. В предисловии Гаккеншмидт говорит: "Здоровье от силы неотделимо, одно вытекает из другого, и всякий создаст в себе верный оплот, если он укрепит свой организм. Нет того солидного возраста, который не допускал бы возможности заниматься гимнастикой".

Антропометрические данные Гаккеншмидта:

рост - 176 см;

вес - 94 кг;

окружность грудной клетки - 125 см;

окружность бицепса - 47 см;

окружность бедра - 68 см.

Последние годы жизни увлекся философией, выступал с лекциями в университетах Англии, Америки и Германии. Опубликовал несколько философских работ: "Ниспровержение разума с трона", "Исходящее изнутри", "Человек и космический антагонизм против разума и духа", "Самоусовершенствование" и др.

Гаккеншмидт до преклонного возраста не прекращал заниматься физическими упражнениями и обладал большой силой.

увеличить

0

6

Под таким именем вошел в историю мирового спорта русский атлет и борец Иван Максимович Поддубный. Родился этот богатырь 9 октября (26 сентября) 1871 года в крестьянской семье землепашцев в Украине, в Полтавской губернии, в селе Красенивке (ныне Черкасской обл.). Там он прожил 21 год. Иван - старший сын, с ним росли три брата и три сестры. Весь род Поддубных обладал крепким здоровьем и большой физической силой. Отец Максим Иванович роста был богатырского и силой обладал геркулесовой. Да и Ваня весь в отца пошел: в 15 лет не боялся схватиться с ним в борьбе на кушаках.

В 22 года Иван устроился грузчиком в Севастопольском порту, а через два года (в 1895 году) перебрался в Феодосию, где работает рабочим в фирме "Ливас". В это время начинает увлекаться физическими упражнениями: занимается с гантелями, гирями, по утрам, после зарядки, бегает. В 1896 году в город приехал цирк Бескоровайного. Каждый вечер Иван приходил в цирк и внимательно смотрел на выступления атлетов, которые ломали подковы, гнули толстые металлические прутья, поднимали гири и огромные шаровые штанги. Как всегда, в конце выступления, атлет предлагал желающим повторить какой-либо трюк, за денежное вознаграждение. Поддубный вышел на арену и попытался повторить кое-какие трюки. Но неудачно. Зато в борьбе на поясах победил всех борцов за исключением гиганта Петра Янковского. Поддубному предложили поработать в цирке несколько месяцев в качестве атлета. Вот здесь то он и увлекся цирком. В 1897 году едет в Севастополь, где в это время был цирк "Труцци". Поддубного берут в труппу борцов, которой руководил Георг Лурих. Вскоре Поддубный одерживает победы над всеми участниками труппы. Некоторое время боролся на поясах в Цирке Никитина. С 1903 года специализируется во французской (классической) борьбе и с этого момента не знает себе равных. Побеждает во всех крупнейших чемпионатах страны.

По тонкому наблюдению врача Е.Гарнич-Гарницкого, который вместе с А.Куприным создал в Киеве клуб атлетов, где одно время тренировался будущий "чемпион чемпионов", "Поддубный способен был развивать в нужные минуты энергию, подобную взрыву, и не терять "куража" в самые тяжелые и опасные минуты борьбы…" Он был умным борцом, и в нем жила ярость Ахиллеса. При этом Поддубный был артистичен и умел нравиться публике. К 1903 г. он уже являлся опытным борцом на поясах, известным Одессе и Киеву, Тбилиси и Казани...

В 1903 году получает приглашение от председателя Петербургского атлетического общества графа Георгия Ивановича Рибопьера. Поддубный был непобедим в поясной борьбе, а французскую только осваивал. Ему дали тренера Эйжена де Пари и отвели на подготовку три месяца. Тренировочные дни были очень насыщенные. И вот, вместе со своим тренером, Поддубный едет в Париж. Чемпионат проходил в "Казино де Пари". У Поддубного было уже одиннадцать побед. Следующая встреча должна была состоятся с чемпионом Парижа и любимцем публики Раулем ле-Буше, очень сильным молодым двадцатилетним борцом. Поддубному было в это время тридцать пять лет. Началась схватка, Поддубный чувствовал, что сможет одержать очередную победу, но, странное дело. Соперник через десять минуть стал усиленно потеть, и так уж выскальзывал из всех захватов. Оказалось, что Рауля перед схваткой смазали прованским маслом, что запрещалось правилами соревнований. Поддубный остановил борьбу и судьям был подан протест.

Было принято странное решение - вытирать Рауля полотенцем через каждые пять минут. Рауль продолжать потеть, хотя его исправно вытирали полотенцем. И вот судьи, за умелые уходы от захватов, присудили победу Раулю ле-Буше. Поддубный решил взять реванш. Ну а пока он принимает участие в Московском чемпионате, где одерживает победу над всеми участниками, в том числе над Шемякиным, Лурихом, Янковским, и получает первый приз. Затем борется в провинциях, где его выступления приносят циркам аншлаги. В 1904 году принял участие в конкурсе силачей, где без специальной подготовки поднял на бицепсы штангу весом 120 кг! В этом же году в цирке Чинизелли состоялся международный чемпионат по французской борьбе. Приехали выдающиеся борцы, в том числе чемпион мира Поль Понс, Никола Петров и Рауль ле-Буше.

Чемпионат длился месяц. Вся петербургская знать заполняла ложи и первые ряды в цирке. Поддубный шел без поражений. И вот, схватка с Раулем. На этот раз Поддубный так измотал противника, что Рауль признал себя побежденным. Поддубный выиграл первый приз и денежную премию в 55 тысяч рублей.

Поддубный продолжал тренироваться. Соблюдал строгий режим. Ежедневно делал утреннюю зарядку, обливался холодной водой, занимался с гирями. Заказал себе металлическую трость для гуляния, с которой ежедневно гулял. Не пил, не курил. В 1905 году едет в Париж на крупный международный чемпионат с участием сильнейших борцов почти всех стран.

Последняя схватка состоялась с чемпионом мира датчанином Несом Педерсеном ("Железный Несе") которого считали сильнейшим человеком. Поддубный одержал победу и над датчанином и получил приз 10000 франков и звание чемпиона мира. Поддубный получает приглашения на гастроли в разные страны.

Едет в Ниццу и получает первый приз, затем без поражений борется в Италии, затем едет в Алжир и Тунис. После этого схватки в Германии, везде завоевывает первые места. Едет в Петербург, в цирк "Чинизелли", где проходит всемирный чемпионат.

Поддубный его выигрывает. Едет в Париж на всемирный чемпионат, побеждает и в этом чемпионате и вторично получает звание чемпиона мира. В этом же году в Милане выигрывает в третий раз звание чемпиона мира. В 1907 году в Вене выигрывает звание чемпиона мира в четвертый раз. В прессе его стали называть "Чемпион чемпионов". Продолжает гастрольные поездки по многим странам Европы, и везде не знает поражений. В 1908 году Поддубный вместе с Иваном Заикиным и Григорием Кащеевым едет в Париж на всемирный чемпионат, где снова одерживает победу. Заикин занял второе место, Кащеев - четвертое (призовое), Поддубный в пятый раз стал чемпионом мира. В 1909 году шестой раз получает звание чемпиона мира в городе Франкфурте. Следует сказать, что Поддубный никогда не шел на компромиссы. Даже за большие деньги не соглашался выступать по заранее намеченному сценарию, что нередко практиковалось в цирках.

Существуют вполне понятные объяснения, почему борцы «жулят» и борются по сговору. Первое: иначе борца не надолго хватит. Второе: каждый устроитель турнира сам жаждет стать "чемпионом мира" и приглашает сговорчивых. К слову, подобные "турниры-шике" в те годы принесли человечеству чуть ли не полторы сотни "чемпионов мира". Наверняка непросто было противостоять этому всемирному балагану!

Высказывание Ивана Заикина — знаменитого "волжского богатыря", а в последующем не менее знаменитого воздухоплавателя и авиатора: "Сохранять свою спортивную честь, не ложиться по приказу организатора чемпионата на определенной минуте, могли лишь выдающиеся атлеты, такие, как Иван Поддубный, Иван Шемякин, Николай Вахтуров..."

В 1910-м Поддубный распрощался с ареной и вернулся в Красенивку. Он мечтал о своем доме, хотелось семейного счастья. Да и то — к сорока-то годам — пора. В окрестностях родной Красенивки и соседней Богодуховки он обзавелся 120-ю десятинами черноземов (более 131 га), женился, облагодетельствовал родню земельными наделами, выстроил в Богодуховке усадьбу на площади 13 десятин, завел две отличные мельницы, модную коляску...

Он не был грамотным человеком, писал с трудом, знаками препинания, кроме точек, Иван Максимович пренебрегал. Он не был и деликатным человеком, мог "по-барски" подать человеку — не равному себе — для пожатия два пальца. Вращаясь "в сферах", ему проще было уложить на лопатки дюжину гренадерских офицеров, чем научиться пользоваться ножом и вилкой… Однако мы знаем людей, которые неплохо воспитаны, но понятие о своей профессиональной чести (творческой, политической или научной) имеют самое произвольное, проводя жизнь в жанре "шике". Уж только поэтому о Поддубном хочется и помнить, и думать.

Трудно сказать почему, но отчего-то не жаль, что помещик из него вышел плохой: через пару лет Поддубный разорился. Одну его мельницу сжег со зла младший брат, вторую, как и имение, он продал для уплаты долга своим конкурентам, владельцам окрестных мельниц, неким Рабиновичу и Зархи. В 1913-м борцовский ковер вновь уже пружинил под его ногами.

Он второй раз вошел в ту же реку. А поток стал еще более мутным. О Поддубном вновь заговорили с восхищением… Он до последнего держался своего принципа "пусть положит, если сможет".

В 1919-м Поддубного в житомирском цирке едва не пристрелили пьяные анархисты. Он бежал, бросив вещи, скитался без денег. А чуть позже в Керчи в него стрелял пьяный офицер, плечо оцарапал. В Бердянске в том же 19-м у него была малоприятная встреча с Махно… В Гражданскую Поддубный не примкнул ни к одной из сторон, не взялся за оружие, он боролся в цирках. Да и действительно, во времена пьяных мясорубок место героя, может, и должно быть в балагане, абсолютном символе происходящего вокруг. В 1920 г. он побывал в застенках Одесской ЧК, где расстреливался каждый, заподозренный в антисемитизме. К счастью, в лицо Поддубного помнили, разобрались, отпустили. А тут и весточка с малой родины: жена нашла Ивану Максимовичу замену. Еще и медали прихватила. "Эх ты, Нина-красавица!.." Он перестал есть и разговаривать, а потом и узнавать кого бы то ни было… Вскоре она писала покаянное: "На коленях пройду весь путь к тебе, Ванечка"… Да куда там, отрезано!

Советская власть в лице Луначарского поддержала артистов цирка, сочтя арену хорошим местом для революционной агитации. С 1922 г. Поддубный работал в московском госцирке, потом в петроградском. Как-то оказался на гастролях в Ростове-на-Дону и познакомился там с Марией Семеновной… Помолодел Иван Максимович, уломал, обвенчались. Со средствами — к чему он не привык — было туго. Нэп понес его по городам и весям, занес в Германию, где одерживает победы над всеми соперниками, большинство из которых было моложе его. В 1925 году отправляется в Америку. Изучает вольную борьбу, в которой разрешаются захваты ног, подножки и приемы, проводимые ногами. Через месяц Поддубный был готов сразиться на ковре с американскими борцами. Первые схватки проходили в Нью-Йорке. Поддубный произвел в Америке фурор, исколесил всю страну, был даже провозглашен "чемпионом Америки". Его уговаривали остаться. Впрочем, "уговаривали» — не тот глагол, заставляли: в ход шли серьезные угрозы, шантаж, невыплата денег. На прощальном банкете присутствовало более тысячи человек… После этого возвращается на родину и продолжает выступать на манеже до 1941 года.

Вот какую характеристику знаменитому Ивану Поддубному дает в альбоме "Борцы" ( 1917 г. ) Иван Владимирович Лебедев ( дядя Ваня ): Иван Поддубный. "Тот, который... и т.д. ломал лучших мировых борцов без всякого сожаления и без малейшего стеснения. Силен был, что стихийный ураган. Из всех законов жизни знал один: "homo homini lupus est" и твердо следовал его велению. В толчках - вне конкуренции. Если, бывало, противник особенно отчаянно со- противляется, - Поддубный обязательно ему на ногу в партере наступит. Страшен был не только для русских, но и для всех заграничных борцов: не бросит, так поломает. Теперь имеет мельницу и имение в родной Полтавской губернии и борется в ореоле прошлой великой славы. От роду ему 45 лет".

Весной 1927 года Иван Максимович окончательно вернулся на Родину. Подобно Одиссею он одолел отпущенные ему испытания и искушения. В 1927-м по пути из Нью-Йорка его пароход зашел в Гамбург, который, оценив истинный класс борца, завалил его цветами. И вот — Ленинград. Имперский город встречал его, как во все времена столицы империй встречают своих героев. Но главное — на причале стояла Мария Семеновна. В его честь были устроены спортивные игры.

В Ейске Поддубные купили большой двухэтажный дом с садом. Но борцовского ковра Иван Максимович не думал оставлять, гастролировал до 1941-го, до семидесяти. В ноябре 1939-го в Кремле ему за действительно выдающиеся заслуги "в деле развития советского спорта" был вручен орден Трудового Красного Знамени и присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В Европе уже шла война, начинался всемирный "бур". Богатырские мускулы Поддубного и его приемников, среди которых были и командармы, олицетворяли советскую мощь. Иван Максимович послужил прообразом героя фильма "Борец и клоун" (1957 г.).

В годы немецкой оккупации семидесятилетний Иван Максимович, чтобы прокормить близких, был вынужден служить маркером в городской бильярдной. После освобождения Ейска в 1943 г. — вновь гастроли. В декабре 1945-го, когда отмечалось 60-летие образования Атлетического общества, Поддубному было присвоено звание заслуженного мастера спорта СССР. Он был активен, вел переписку, делал обращения, подписывался так: "Русский Богатырь Иван Поддубный". В 1947-м он выступал с программой "50 лет на арене цирка"… Потом был перелом ноги и гибель от инфаркта.

Скончался Иван Максимович Поддубный 8 августа 1949 года. На родине Поддубного установлен мраморный бюст "Чемпиону чемпионов". На памятнике золотыми буквами высечено: "Здесь русский богатырь лежит". С 1962 года ежегодно проводятся международные соревнования по классической борьбе на приз имени И.М.Поддубного.

Активный всплеск интереса к "чемпиону чемпионов" возник треть века назад, когда отмечался его 100-летний юбилей. В книжках о Поддубном той поры мы обнаруживаем немало белых пятен, особенно в годы Гражданской войны и Великой Отечественной. Заметны некоторые недоговоренности, касающиеся его жизни как в Красенивке, куда он после смерти матери уже не заезжал, так и в Ейске. Некоторые легенды и анекдоты о Поддубном тогда были так и классифицированы — как легенды. Но иные байки получили вторую жизнь, они содержат налет общественно-политических настроений своих эпох. Показательна легенда, относящаяся ко времени немецкой оккупации. Будто бы ходил Поддубный по Ейску с орденом напоказ, а немца, пытавшегося сорвать орден, ударил. Теперь вдруг иное «вспомнили». Промелькнуло, будто бы при немцах он держал свою бильярдную. Еще нужно сказать, что в литературе о Поддубном существует путаница с датами, начиная буквально с года его рождения. В некоторых энциклопедиях указан 1870-й, эта дата до сих пор стоит под скульптурным портретом Поддубного в Красенивке. "Разноголосица" в датах возникает не раз и в дальнейшем.

По прошествии 55 лет после смерти великого борца, когда переменилось в жизни многое, ощутимой стала общественная потребность в серьезной и глубокой книге об Иване Поддубном.

Есть личности, к опыту жизни которых люди возвращаются из поколения в поколение, словно бы подтверждая: без них будущее народа не будет полноценным. Такой личностью, бесспорно, является и самородок из Красенивки Иван Максимович Поддубный. Hardgainer.RU

увеличить

0

7

Заикин, Иван Михайлович

ЗАИКИН Иван Михайлович (1880-1948), российский спортсмен (классическая борьба, тяжелая атлетика), авиатор. Чемпион России по тяжелой атлетике (1904), затем борец-профессионал. В 1910-х гг. демонстрировал воздушные полеты во многих городах России.

Родился знаменитый борец 5 ноября 1880 года в селе Верхнее Талызино Симбирской губернии. Жизненную дорогу прошел по торному пути. Детство и юность — нужда и нищета. Работать пришлось с 12 лет. В юношеские годы мечтал стать таким же сильным, как отец — известный на Волге кулачный боец.

Удача улыбнулась, когда попал на работу к купцам-миллионерам братьям Меркульевым в Царицыне, где они содержали атлетическую арену. Из этой арены и пошел в «люди» чемпион-борец Иван Заикин.

В 1904 году Меркульевы послали его на всероссийский любительский чемпионат, где по гирям Заикин выиграл первый приз. С этого года он и стал профессиональным атлетом и борцом. Борцовский дебют его состоялся в Твери.

Несмотря на очень трудное начало жизни, Иван Михайлович не вырос мрачным человеком, который борется с «челом нахмуренных бровей». Наоборот. Вот что о нем рассказывали очевидцы: «Высокого роста, пропорционально сложенный, с мощной борцовской маскулатурой без рельефа. Постоянно добродушное выражение на широком лице со светлыми бровями и веселыми серо-зелеными глазами хорошо гармонировало с общей манерой борьбы Заикины — без суеты, с плавными движениями рук, с неизменным движением вперед на проивника. Лишь в решительный момент происходило едва уловимое, как взрыв, молниеносное движение — и противник лежал на лопатках.»

Но иногда он борется и по-другому. Нет и в помине медленных, вкрадчивых движений, не видно даже подготовки приема. Заикин, вытянув вперед руки, стремится схватить в свои страшные объятия заметавшегося противника. Вопреки обычной молчаливости Иван Михайлович в такт размашистым движениям издает несколько восклицаний, подражая старым русским кулачным бойцам: «Эх!.Ух!.. Эх!» и противник попадает в железный обхват и через секунду лежит на лопатках».

Одно время И.Заикин был и авиатором. А.Куприн, друживший с Иваном Михайловичем, писал в журнале «Геркулес»: «Всякий вид спорта должен заключать в себе хотя бы оттенок риска, пренебрежения к боли и презрение к смерти». Всего этого хватало в судьбе борца-авиатора И.М.Заикина!»

Иван Михайлович считался учеником Ивана Поддбуного. Многие сильные борцы, встретившись с чемпионом-чемпионов, потом избегали этого «удовольствия». Борец Заикин встречался с Иваном Максимовичем на ковре 15 раз, начиная с Воронежа в 1904 году до Тифлиса в 1916. Поддубный, как известно, учил по простому методу: «За одного битого двух небитых дают».

Схватки у них проходили по-разному. В Орле 7 февраля 1905 года ее описывали так: «…Боролись Поддубный с Заикным в швейцарской борьбе («на поясах»). Поддубный поднял Заикина, взял «на мельницу» и бросил на лопатки. Это была у них первая схватка.»

На первенстве мира 1908 года в Париже Заикин и Поддубный, победно справившись со своими соперниками, отодвинув их на второй план, встречались в финальной схватке. Продолжалась она 66 минут. После такого изнурительного поединка вперед вышел Поддубный.

Упорно проходил между ними поединок в марте 1909 года в Санкт-Петербурге в Новом цирке. Вот как его видели и оценили спортивные комментаторы того времени и оставили на память новому поколению борцов: «Нападение ведут поочередно оба противника. На 12 минуте Поддубдный переводит Заикины в партер. Идет напряженная борьба. Приемы почти исключительно силовые. На 47 минуте Заикин с изумительной силой выходит из партера и стремительно атакует своего могучего противника. Положения то и дело меняются. Оба борца проявляют большую силу и прекрасную школу. Финал борьбы отличается исключительной красотой. На 56 минуте Поддубный вновь переводит Заикина в партер, берет его на задний пояс и бросает. Заикин уходит пируэтом, хватает Поддубного задним поясом и, сделав мельницу, бросает его в партер с целью положить на лопатки. Поддубный через мост уходит с партера и моментально ловит соперника на бра-бруле и укладывает его на лопатки». Из 15 схваток Заикин 10 проигрывает, а пять сводит в ничью.

Популярность борца Заикина была огромной. Как вспоминает его ученик, цирковой атлет В.Херц: «Огромная, из ряда вон выходящая сила Заикина, его высочайшее мастерство, артистичность и неотразимый шарм неизменно обеспечивали ему громкий успех». Когда дело шло о принципиальных, буровых схватках Заикин не шел ни на какие компромиссы.

В 1909 году в цирке Чинизелли, боровшийся там знаменитый чемпион поляк Станислав Збышко-Цыганевич, сделал вызов всем борцам: «Кто устоит против меня полчаса, тому плачу 500 рублей». Заикин принял вызов. Станислав Збышко, как не старался, ничего не мог сделать с Заикиным. Только раз ему удалось взять Ивана на передний пояс, но тот силой спины моментально разорвал захват своего могучего соперника. Схватка закончилась вничью и Заикин выиграл 500 рублей.

В 1910 году в Москве в цирке Труцци уже Заикин вызывает на борьбу одного из сильнейших борцов мира эстонца Александра Аберга. Противники борются осмотрительно, оба волнуются. В течении часа борьба ведется в стойке и трудно решить на чей стороне перевес. Аберг дал такую защиту и нападение, что лишний раз подтвердил свою мировую славу.

Несомненно физические данные Аберга подчеркивали и силу Заикина. Он был высокого роста — 186 см, вес — 125 кг, грудь — 129 см, бицепс — 45 см, бедро — 69 см, голень — 44 см.

Заикин выступал и с атлетическими номерами. Носил на спине по арене 25-пудовый якорь, 40-ведерную бочку и другие тяжести. На его спине ломали столбы, гнули железнодорожные рельсы, строительные балки.

Очень высоко его оценивал знаток борьбы И.В.Лебедев: «Один из умнейших борцов мира, беспощадный в борьбе и пользующийся своей колоссальной силой в такие моменты, когда противник менее всего ожидает его нападение… Страшно силен, очень ловок и очень хитер в борьбе».

А вот что написал о нем художник Цитович 15 августа 1920 года, в год 40-летия И.М.Заикина, в альманахе «Гималаи» (г. Сингапур), под репродукцией своей картины, где был изображен пахарь-богатырь: «Иван Заикин, вышедший из самой толщи великого русского народа, сам является его ярким, как бы символическим, отражением: нечеловеческая сила, львиная смелость, острая сметка, несокрушимая энергия и во всем широкий размах — сочетались в нем с душой нежной и открытой, с сердцем кротким, смиренным. От того и люб так Заикин русскому народу…»

Умер Иван Михайлович Заикин в 1948 году. В доме, в котором он прожил последние двадцать лет своей жизни, был открыт музей. А улица Каменоломная, на которой находился дом Ивана Михайловича, стала улицей имени Заикина.

увеличить

0

8

Александр Иванович Засс, сценическое имя «Железный Самсон» (1888, хутор вблизи Вильно — 26 сентября 1962, Лондон) — силач, артист цирка Алекасндр Засс "Самсон"

До самого отъезда из Актюбинска Засс не выходил на манеж, дабы никто не узнал в "черной маске" профессионального циркового борца. Хойцев отстранил его от выступлений.

Теперь цирк мог позволить себе такую роскошь, как содержать неработающего актера: публика, заинтересо- ванная таинственным незнакомцем, нашла вдруг обыч- ную борьбу, без масок и прочих загадочных атрибутов, зрелищем увлекательным. Сборы были полные. Хойцев благодушествовал и гнал Шуру с манежа: "Иди зани- майся".

Александр начал усердно тренироваться. Бродячая жизнь после банкротства Юпатова, заранее расписан- ные победы и поражения в цирке Хойцева сказались на его спортивной форме. Бицепсы стали твердыми, неэла- стичными, брюшной пресс ослаб, спина горбилась. Словом, надо было серьезно браться за дело, если Алек- сандр не хотел превратиться в цирковой балласт. Размышляя над своей судьбой, подумал Шура и о Сергее Николаевском. Видно, и он был не в лучшей своей форме. Ведь год назад Засс и мечтать не мог о том, чтобы устоять против Сергея, а теперь они боро- лась на равных.

Шура поделился своими мыслями с другом. Сергей горько вздохнул и только рукой махнул: "Ты прав, малыш. Я выдыхаюсь, чувствую это. Разве так можно бороться? Ты - иное дело. Поел ты или не поел, поспал или не поспал - молодость берет свое, силу накачива- ешь, матереешь. Время, брат, да и стаканчик опять же... Ты держись, не поддавайся. Хочешь, с Хойцевым пого- ворю, чтобы пустил тебя на силовой номер? А то с такой борьбой совсем закиснешь".

Хойцев идеи Сергея не одобрил. Он был старше Ни- колаевского, так же, как Николаевский был старше Засса. И много опытнее в цирковых делах. - Если бы под стать Зассу у нас были еще номера - убеждал он Сергея, - ну, наездники, акробаты, укротители, вот тогда бы его выступление гляделось. А на одной силе не уедешь, не пойдет народ. И знаешь почему? В Российской империи много людей сильных. Чтобы убедить зрителей, что Засс делает действительно необыкновенные вещи, а не жульничает, публику надо сначала ошарашить чем-нибудь. Нужно, чтобы всякий поверил - в цирке все возможно. Вот тогда пускай силача, будет аншлаг. А у нас? Полтора немощных клоуна да облезлые дрессированные собаки. Тут еще выйдет заморыш Засс, ростом тебе едва по плечо, да и щуплый с виду. Объявляем публике его вес - 67 килограммов. Заморыш, определенно. И вдруг заморыш этот начинает цепи рвать! Что думает человек, сидящий в зале, человек, к чудесам еще не приученный? После наших клоунов да собачек он уже пожалел, что заплатил за билет. А увидев малыша Засса, уверится, что его тут морочат, что все сплошное жульничество. Погорим мы с твоим дружком...

- Ну, а как же борьба? - возразил Сергей, терпеливо дослушав хозяйские объяснения.

- О, борьба - другое дело! Выходите вы, этакие богатыри. Пощупывает мещанин свои бицепсы и сокру- шается. Вы же начинаете у него на глазах возиться, как медведи. Зрителю интересно, во-первых, что это вы эдакими ручищами сотворить можете, не дай бог (а вер- нее - дай бог) еще что друг другу повредите - рассказов хватит на неделю. А во-вторых, - Хойцев загнул указательный палец, показал его Сергею, - глядя на вас, любой прыщавый гимназистик свою власть ощущать начинает. "Вот захочу, думает он, и они начнут друг другу носы квасить. А не захочу - не пойду в цирк, да еще дружкам скажу, чтобы не ходили, и начнут эти геркулесы с голоду пухнуть". Оно, конечно, может, так и не все думают, ясно так себе не представляют, но про себя соображают: я, мол, в кресле сижу, а ты, хоть и сильнее меня, передо мной по ковру ползаешь. Публику возвышать надо, а не унижать. Если же мы Засса выпустим, мы хилостью его зрителя и унизим, - закончил свою хитроумную речь Хойцев. Но Сергей не отступал.

- Откормить Засса - хитрость небольшая, - спорил он. - Месяц покойной жизни да специальные упражнения, чтобы мышцы росли. Такой будет товарный малый, хоть куда. Опять же в запасе у него есть "баланс с са- моваром". Юпатов, правда, считал этот номер не до- стойным своего цирка, а у нас пойдет...

С явной неохотой, чтобы только не ссориться с Сер- геем, хозяин разрешил готовить силовой номер. Тем более, рассудил он, выпускать Засса в борьбе сейчас все равно нельзя, узнают. Пусть потренируется пока, а там поглядим. Теперь день Александра начинался с трехкилометровой пробежки. Затем шли тренировки с железными прутьями - он сгибал их на колене, завязывал узлом, завивал спиралью. Цепи он научился рвать в два движения: возьмет два соседних звена, стиснет пальцами, повернет туда-сюда до упора - и распадается цепь.

Немало времени занимали упражнения на развитие грудных и спинных мускулов. Нагрузив размещенную на груди платформу камнями, молодой атлет делал несколько глубоких вдохов, потом отдыхал, после чего становился на "мост", прогибался. Заканчивались утренние занятия серией упражнений с мешком. Мешок этот формой походил на диванную подушку и наполнялся опилками. Весила "подушка" 7 килограммов. Каждый день Шура отсыпал из него горсть опилок, а добавлял горсть песку. Когда все опилки были заменены песком, он начал отсыпать песок, а досыпать дробь. В конце концов он тренировался уже с мешком, заполненным свинцом, весившим около 70 килограммов.

Вспоминая об этих тренировках, Самсон позже писал, что крупный бицепс не является критерием силы так же, как большой живот - признаком хорошего пи- щеварения. Однако именно упражнения с мешком по- могли ему развить большую мышечную массу. Масса эта нужна была не столько для выполнения номеров, сколько для приобретения "товарного" вида - ведь по мнению хозяев цирка борца можно было "продать" зрителям лишь тогда, когда его мускулы производят угрожающее впечатление.

Конечно же, Самсон никогда не отрицал роль мышц, никогда не считал динамические упражнения с мешком или другим отягощением бесполезными. Наоборот, всегда, на всех этапах своей карьеры, он подчеркивал необходимость упражнений такого рода. Однако первостепенным он считал развитие сухожилий - "шнуроподобных" эластичных образований, при помощи которых мышцы прикрепляются к костям...

"Некоторые люди с тонкими ногами сильнее, чем люди с толстыми, - писал Самсон, излагая 20 лет спустя суть своей системы. - Почему? Потому что сила лежит в сухожилиях, в тех невидимых твердых тканях, которые уступают по плотности только костям. Без су- хожилий человек превратился бы в студень. Но сухо- жилия надо тренировать. На моем опыте можно убедиться, что не обязательно крупный мужчина дол- жен быть сильным, а человек скромного сложения - обязательно слабым.

Я не верю в большие мускулы, если рядом с ними нет настоящей большой силы сухожилий. Можно видеть энтузиастов физической культуры, обладающих доволь- но большими мускулами. Но какой от них прок, если отсутствует мощная основа - развитые сухожилия. Они не могут полностью использовать силу своих мышц в момент действительного испытания силы. И поэтому их сила - только иллюзия.

Сухожилия же лучше всего увеличивают свою кре- пость, когда их мощь прилагается к какому-либо почти неподвижному предмету. Они становятся сильнее от сопротивления, чем от движения".

Так определял Самсон основные принципы своих тренировок: сочетание изометрических, неподвижных нагрузок с динамическими упражнениями, требующих сокращения мышц и работы с "отягощением".

Но это будет через 20 лет. А пока Шура, закончив утреннюю тренировку, отдыхал.

Второй раз он тренировался вечером. Во время этих занятий он отрабатывал равновесие, упражнялся в вер- бовой езде с вольтижировкой. Удачно был закончен "баланс с самоваром". Развивая силу челюстей, Шура поднимал с земли стальную балку и переносил ее на два метра. Готовил сенсационный номер - "растяжка двумя лошадьми".

Номер этот был действительно очень интересен и опасен. Держась за упряжь двух коней, Засс становился на деревянный помост. Конюхи начинали нахлестывать лошадей бичами, направляя их в противоположные стороны. Те рвались, стремились пустить вскачь. Помощники убегали, и на арене начиналось единоборство атлета с двумя лошадьми. Казалось, сейчас разорвут взбешенные кони крошечного человека, удерживающего их бег. Но нет! Прочно стоит Александр Засс, будущий Железный Самсон. И покоряясь его воле, замирают, затихают скакуны. Подумывал в ту пору Александр и о пушке, стреляющей человеком.

"Хорошо бы сделать номер - полет из орудия, человек-снаряд. Пушка. Тишина. Тррах! Вылетает человек, а я его ловлю над ареной", - так описывал он свою идею Сергею Николаевскому. Но денег на дорогой реквизит не было. И потому пришлось ограничиться старым номером - ловить камень (теперь, правда, обтесанный под ядро), подбрасываемый подкидной доской.

В напряженных занятиях прошел месяц, в конце которого Хойцев получил настоящего циркового силача могучего и артистичного.

На прогон Шуриного выступления собралась вся труппа. Засс превзошел себя. Он рвал цепи руками и грудью, загибал немыслимые узоры из стальных прутьев, перебрасывал зубами на целых полметра стальной рельс, лежал на гвоздях, держа на груди каменную глыбу. носил на лбу самовар с кипятком и углями. А когда увидел Хойцев единоборство с двумя копями, не выдержал, зааплодировал.

Решено было дополнить программу только одним номером, на котором настаивал Хойцев. Александр должен был забить кулаком в доску огромный гвоздь. Хозяин когда-то в молодости видел этот номер и теперь непременно хотел включить его в выступление Засса. "Это же совсем нетрудно, - убеждал он Шуру, - Если ты развил мускулы настолько, что тебе в спину гвоздь не лезет, когда ты лежишь на бороне с тяжеленной глыбой на груди, так загнать кулаком гвоздь в доску для тебя будет сущие пустяки".

Александру не правилось, что вмешиваются в его дела, но он решил уступить хозяину.

Вскоре были готовы афиши. Для дебюта решено было переехать в Оренбург. Там Засса ждал триумф. Вопреки опасениям Хойцева, народ в цирк шел. Шел смотреть удивительного силача, делающего невероятные вещи. Шура выступал дважды в день, трениро- вался по утрам, уставал зверски, но был счастлив.

Недолго задержавшись в Оренбурге, труппа Хойцева отправилась в турне по российским городам. Всюду успех был полным. Слава о знаменитом силаче бежала, как говорил Хойцев, впереди паровоза. Одно огорчало Шуру: ушли из труппы старые друзья-борцы Чая Янош, Сердюк, Сергей Николаевский. "Мы тебе теперь не нужны, - сказал на прощание Сергей, с преувеличенной живостью хлопая Шуру по плечу. - Ты теперь самый сильный. Держись, малыш, держись настоящей работы. Авось увидимся".

Так они и ушли из жизни Шуры, прикрыв шуткой горечь разлуки. А его манили новые дали. Однажды попал он в город Саранск. Хойцев раскинул цирк на том месте, где Шурка впервые увидел цирковое представление. Ожили воспоминания детства - Ваня Пуд, Кучкин и волшебство первого представления. Он надеялся встретиться здесь с отцом и старыми друзьями.

Они пришли. Пришли все - мать с отцом, братья, сестры, еще больше похудевший Клим Иванович и старый Григорий. Они высыпали из брички в то самое время, когда Хойцев укреплял прощальную афишу #3 700#.

"Во вторник, 3 сентября, прощальная гастроль из- вестного бесконкурентного атлета и борца А. Засса, - вслух читал Клим Иванович. - Чтобы показать удиви- тельную выносливость и силу своих мускулов, господин Засс увеличит в 2 раза как толщину цепей, так и железа.

Сегодня господин Засс будет пробивать гвоздем две доски одним ударом кулака. Из толстого железа завяжет галстук. Цепи, выдерживающие до 50 пудов, будет рвать, вставши на один конец ногой, а также напором мускулов груди.

Господин Засс предлагает денежную премию и отдает все свои жетоны, если 10 человек будут в состоянии разорвать его цепь.

Сегодня, во вторник, господин Засс будет разбивать кулаком цепь. Одной рукой поднимет трех человек. В заключение - "чертова кузница", или удивительная выносливость спинных мускулов. Господин Засс просит до начала сеанса осмотреть как цепи, так и железо, чтобы убедиться, что никакой подделки не существует".

Мать плакала, слушая о муках, которые предстоит вытерпеть ее сыну. Остальные ее успокаивали. Дядя Гриша особенно напирал на то, что Шурка-то теперь знаменитым артистом стал.

Они сидели в первом ряду. Александр видел их на- пряженные, внимательные лица. Лежа на гвоздях, он слышал, как вскрикнула мать, когда двое здоровенных парней начали разбивать молотами камень у него на груди. Ему очень хотелось встать, успокоить ее, но нельзя: "чертова кузница" - самый сенсационный но- мер.

Потом, в ресторане, Клим Иванович настойчиво расспрашивал его о тренировке, отец, сосредоточенно пил водку, часто чокаясь с Григорием, а мать гладила по руке своего меньшого и уговаривала: "Поедем с нами в деревню, Шура, поедем, хоть ненадолго, на недельку?!"

Домой он не поехал - боялся, что забросит там тре- нировки. И жалел потом об этом всю жизнь. В гастрольной поездке догнала его повестка, прика- зывающая явиться на военную службу. Александр Засс, цирковой актер, поехал в Вильно, откуда был родом. Там забрили ему лоб и послали на персидскую границу в 12-й туркестанский полк.

Страшно тосковал Шура без цирка. Если бы не ло- шади, к которым его приставили конюхом, сбежал бы, наверное. "Сбежал бы и попал как раз под трибунал за дезертирство", - рассуждал он потом, когда туркестанский полк погрузили в вагоны и повезли на Запад. На Западе Александра ждала мировая война.

Отрывок из книги Ю.В. Шапошникова "Тайна железного Самсона"

Это произошло в 1938 году в английском городе Шеффилде. На глазах собравшейся толпы груженный углём грузовик переехал через человека, распластавшегося на булыжной мостовой. Люди вскрикнули от ужаса, когда переднее, а затем заднее колеса переехали через тело. Но в следующую секунду из толпы раздался возглас восторга: "Ура Самсону!", "Слава русскому Самсону!". А человек, к которому относилась эта буря ликования, встав из-под колес, как ни в чем не бывало, улыбаясь, раскланивался перед зрителями. Настоящее его имя было - Александр Иванович Засс.

Несколько десятилетий с цирковых афиш многих стран не сходило имя русского атлета Александра Засса, выступавшего под псевдонимом &Самсон&. Удивителен был репертуар его силовых номеров: он носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке; ловил руками 90-килограммовое ядро, которое выстреливалось из цирковой пушки с расстояния 8 метров; отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами; продев голень одной ноги в петлю каната, зафиксированного под самым куполом, держал в зубах платформу с пианино и пианисткой; лёжа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом в 500 килограммов, по которому желающие из публики били кувалдами; в знаменитом аттракционе "Человек-снаряд" он ловил руками ассистентку, вылетавшую из жерла цирковой пушки и описывающую над ареной 12-метровую траекторию.

Выступления Александра Засса пользовались большой популярностью. Это объясняется не только оригинальными атлетическими номерами, но и тем, что он не был похож на многих силачей того времени, обладавших массивными фигурами и большим весом. Его рост - 167,5 сантиметра, вес не превышал 80 килограммов, окружность грудной клетки при вдохе - 119 сантиметров, бицепсы - 41 сантиметр. Он любил говорить, что большие бицепсы не всегда являются показателем силы, так же как и большой живот не говорит о хорошем пищеварении. Главное - это сила воли, крепкие сухожилия и умение управлять своими мышцами.

Очень часто Самсону приходилось отвечать на вопрос, как он достиг такой силы. Обычно он отвечал, что это результат целенаправленной работы. Если проследить весь жизненный путь Засса, то можно увидеть, то можно увидеть, что состоял он из непрерывного, целеустремленного труда и строгого режима, позволявшее ему постоянно сохранять высокую работоспособность в условиях колоссальных физических нагрузок.

На одной из фотографий, где Самсон запечатлен сидящим за столом у самовара, есть его запись: "5 минут отдыха". А ведь ему было тогда 74 года, и он продолжал работать, правда не в силовом жанре, а дрессировщиком, но тогда включал в свое выступление и силовые трюки. Так в семидесятилетнем возрасте, он носил на арене на специальном коромысле двух львов.

Засс родился в 1888 году в городе Вильно в большой трудовой семье. Детские и юношеские годы прошли в Саранске. Однажды Александр побывал с отцом в цирке. Он с восхищением смотрел на наездников, акробатов, дрессированных собачек. Но особенно ему понравился могучий силач, разрывающий цепи, гнущий подковы. В конце своего выступления артист, как в то время было принято, обратился к публике, приглашая желающих повторить некоторые его трюки. Несколько храбрецов вышли на манеж, но ни один из них не смог ни согнуть подкову, ни оторвать от земли шаровую &штангу& с очень толстым грифом. Под смех зрителей смельчаки вернулись на свои места. Желающих больше не было. И вдруг, отец Александра, Иван Петрович Засс, поднялся со своего места и, перешагнув через барьер, вышел на арену.

Александр знал, что его отец был очень сильный. Иногда он демонстрировал перед гостями свою силу. Обычно, взявшись руками за колесо брички, запряженной тройкой лошадей, он удерживал ее на месте, в то время как весёлые гости погоняли лошадей. Но других примеров силы он не видел. И вот, силач протянул отцу подкову. И к удивлению своей публики и самого атлета, подкова в руках отца Александра стала разгибаться. Затем Иван Петрович оторвал от помоста огромную штангу и, выпрямив туловище, поднял ее выше колен. Публика аплодировала, кричала "Браво!" Силач был смущен и нервничал. Затем он подозвал к себе униформиста. Тот сбегал за кулисы и принес серебряный рубль. Силач поднял руку с рублем и произнес: "А вот это вам за подвиг! И на выпивку". Отец взял рубль, затем пошарил у себя в кармане, вытащил трешку и, приложив к ней рубль, протянул атлету, сказав: "Я не пью! А вот ты возьми, но пей только чай!"

С тех пор Александр "заболел" цирком. На заднем дворе дома с помощью взрослых установил два турника, повесил трапецию, раздобыл хозяйственные гири, сделал самодельную примитивную штангу. И вот, маленький Александр с невероятным упорством стал тренироваться. Старался повторить то, что видел в цирке. Освоил солнце на турнике, большой оборот, стал выполнять перелеты с одного турника на другой, делал сальто назад не только на полу, но и на лошади, несколько раз подтягивался на одной руке. Но все эти занятия были бессистемные. Александру хотелось стать настоящим артистом цирка, а больше всего силачом. Он устраивает домашние представления перед своими близкими, и мысль стать артистом цирка всё более укреплялась в нем. Александр убедил отца выписать из Москвы книги по физическому развитию. И вскоре пришла книга знаменитого в то время атлета Евгения Сандова "Сила и как сделаться сильным". Автор в ней рассказывал о своей атлетической карьере, о своих победах над знаменитыми атлетами Самсоном и Циклопом. О своих рекордах и даже о борьбе с огромным львом, которому перед схваткой надели намордник и специальные огромные рукавицы на лапы. Лев несколько раз бросался на Сандова, но тот каждый раз сбрасывал его с себя. Затем шли восемнадцать упражнений с гантелями. Это было как раз то, о чем мечтал Александр. Но самое удивительное было то, что этот атлет не был наделен от природы могучим телосложением. И только благодаря систематическим и продуманным занятиям, главным образом с отягощениями, сумел достичь прекрасного физического развития и приобрести большую физическую силу. Вот некоторые номера этого атлета: делал сальто назад, держа в руке по полтора пуда, и точно вставал ногами на носовой платок, с которого делал прыжок. Выжимал одной рукой 101,5 кг. На платформе, которая лежала у него на груди, держал трёх лошадей. В упоре лёжа за четыре минуты отжимался двести раз. Сандов стал кумиром Александра.

Вскоре Александр почувствовал, что одни упражнения с гантелями не могут развивать силу, которая необходима профессиональному силачу. Он постоянно искал новые пути совершенствования физических возможностей. Обращается за помощью к знаменитым атлетам Петру Крылову и Дмитриеву- Морро. Получил методические рекомендации Крылова по занятиям с гирями, а от Дмитриева-Морро - по занятиям со штангой.

Начался новый этап в тренировках Александра. Выжимал попеременно двухпудовые гири "мельница", жал их вверх дном, жонглировал ими. Со штангой выполнял следующие упражнения: жал штангу из-за головы, "выкручивал"" штангу, - жим одной рукой с отклонением туловища, как бы подлезая под неё. В этом упражнении Александр добился результата 80 кг. при собственном весе в то время 66 кг. С этим же весом выполнял так называемое "доношение". Это упражнение требует большой силы и хорошей координации движений: одной рукой атлет поднимает вверх гирю или штангу, затем, не опуская её, приседает, берёт с пола другую гирю другой рукой и, выпрямившись, поднимает её вверх. Чётко зафиксировав полный вес, опускает его на пол. Знаменитый эстонский атлет и борец Георг Лурих поднимал правой рукой штангу в 105 кг, удерживал её вверху, брал с пола гирю в 34 кг и тоже поднимал вверх.

Но всё же Александра больше всего привлекали силовые трюки, которые он видел в цирке. Поэтому его первый спортивный реквизит стал пополнятся подковами, цепями, металлическими прутьями, гвоздями. И тут он обнаружил, что многократные попытки выполнить трюк - разорвать цепь или согнуть толстенный металлический прут - приносят ощутимые результаты в развитии физической силы. А ведь это и были широко известные ныне изометрические упражнения. Таким образом, чисто эмпирическим путем, основанным на опыте, Александр пришел к убеждению, что большую атлетическую силу можно развить, сочетая в тренировках динамические упражнения с изометрическими. В дальнейшем он опубликует систему изометрических упражнений с цепями.

Попав в &цирк&, Александр приобрел профессиональные навыки во многих жанрах:

воздушной гимнастике, джигитовке, борьбе.

Одно время работал ассистентом у знаменитого дрессировщика Анатолия Дурова, затем был ассистентом у атлета Михаила Кучкина, у которого получил первую практику, и тот часто говорил молодому атлету: "Когда-нибудь, малыш, ты будешь очень знаменитым силачом, я еще никогда не видел никого, кто был бы так силён, как ты, имея такой небольшой рост и вес". Эти слова сбылись. Около шестидесяти лет проработал Засс в цирке и почти сорок лет выступал с атлетическими номерами. А в 1924 году в английском журнале "Здоровье и сила" были напечатаны рядом портреты Александра Засса и его кумира Евгения Сандова на специальном цветном развороте.

... Итак, Александру дают первый самостоятельный атлетический номер: он поднимает одной рукой трёх человек, продев голень одной ноги в петлю каната, закрепленного под куполом цирка, держит в зубах платформу, на которой располагаются два тяжёлых борца; ломает подковы, рвёт цепи пальцами, забивает незащищенной рукой гвозди в доску, затем их вытаскивает, ухватившись за шляпку гвоздя указательным пальцем; делает "растяжку" с лошадьми; опираясь пятками на один стул, а затылком на другой, держит на груди трёх человек. Все эти номера пользовались исключительным успехом у зрителей. Но вот в 1914 году грянула мировая война. Александра призвали в армию в 180 Виндавский кавалерийский полк. Однажды произошёл случай, поразивший даже тех, кто хорошо знал о необычайной силе Александра. Возвращался как-то он из очередной разведки и вдруг, уже вблизи от русских позиций, его заметил противник и открыл огонь. Пуля прострелила ногу лошади. Австрийские солдаты, увидев, что лошадь со всадником упала, не стали преследовать кавалериста и повернули назад. А Александр, убедившись, что опасность миновала, не пожелал оставлять раненую лошадь на "ничейной" территории. До расположения полка оставалось, правда, еще полкилометра, но это его не смутило. Взвалив на плечи лошадь, Александр так и принес её в свой лагерь. В дальнейшем Александр будет включать в свой репертуар ношение на плечах лошади.

В одном из боев Александр был тяжело ранен шрапнелью в обе ноги. Очнулся он в австрийском госпитале. Врачи собирались ампутировать ноги. Чудом удалось избежать ампутации. Может быть врачам стало жалко молодого, прекрасно сложенного солдата, и они решили не спешить. Александр надеялся, что встанет на ноги: он верил в чудодейственную силу лечебной гимнастики, которую разработал для себя. И он выздоровел. Вскоре его вместе с другими пленными отправили на тяжелые дорожные работы. Один за другим совершает он несколько неудачных побегов, после которых его жестоко наказывают. Примечателен был третий побег. Сбежав из лагеря, Александр очутился в городе Капошваре на юге Венгрии, где в это время гастролировал цирк Шмидта, известный по всей Европе. Представ перед хозяином цирка, Александр откровенно рассказал ему о побеге, затем рассказал о работе в российских цирках. Рассказ незнакомца заинтересовал директора, и он попросил русского продемонстрировать свои способности, разорвать цепь и согнуть металлический прут. Александр не был в хорошей спортивной форме, но справился с задачей легко. Взяв пальцами звенья цепи, он стал их, как всегда это делал, скручивать. На разрыв цепи ушло около минуты. Затем Александр согнул прут и подал Шмидту.

На отдых и репетиции Шмидт отвел две недели, после чего состоялось первое выступление Александра. Были заказаны афиши и расклеены по всему городу. На них Александр был назван Самсоном.

Соскучившись по манежу, Александр с большим подъемом демонстрировал свои любимые трюки. Весть об удивительном атлете разнеслась по городу. И однажды пришёл военный комендант. Посмотрев выступление, он заинтересовался, почему такой прекрасный молодой атлет не служит в австрийской армии. Естественно, выяснилось, что Самсон - русский военнопленный. Засса подвергают жесточайшему наказанию. Но железная воля силача не была сломлена. Его водворяют в подвал крепости, сырое, тёмное помещение. Однако Александр совершает новый побег. Богатырская сила выручила и на сей раз. Александр разорвал цепь, соединяющую наручники, выломал решётку и вырвался на свободу.

Вскоре он попал в Будапешт, где устроился работать грузчиком в порту. Но мысль о цирке не покидала его. И вот он снова на арене. Помог ему известный борец, чемпион мира Чая Янош, с которым Александр познакомился еще в России. Этот добродушный, могучий венгр тепло отнесся к Александру. Отвез его в деревню к своим родственникам, где силы Александра постепенно восстановились. И вот, однажды Чая Янош привез с собой незнакомца. Это оказался известный итальянский импрессарио синьор Пазолини.

Оказывается он хорошо был осведомлен об атлетических возможностях Александра и сразу же предложил ему заключить контракт на довольно большой срок с оплатой 20% от сбора. У Александра было безвыходное положение и он согласился. Начинаются гастрольные поездки по городам Италии, Франции, Германии, Швейцарии. На афишах он именуется Самсоном. И вот гастроли в Англии. Первые же выступления Александра вызвали сенсацию. На его выступления стали приходить известные атлеты и пробовать свои силы в повторении трюков, которые выполнял Александр. Но все силовые трюки были посильны только Самсону. И вот, стали появляться отзывы об удивительном Самсоне.

Мистер Пулум, директор знаменитого тяжелоатлетического клуба "Камбервел" и главный редактор спортивного журнала "Здоровье и сила" писал о нём: "Прямо в сердце Англии прибыл человек, способный выполнять номера, в которые здравый смысл отказывается верить. Был бы он громадным детиной, его номера, возможно, и воспринимались бы как более правдоподобные. Правда, расширение его грудной клетки и расширение мышц колоссальны (экскурсия грудной клетки равна 23 сантиметрам, но это не бросается в глаза). После полуофициального выступления Самсона в тяжелоатлетическом клубе "Камбервел" он завоевал огромную популярность. Я утверждаю, что он не только человек, обладающий незаурядной силой, не только великолепный артист, но и превосходный спортсмен, использующий свой разум не хуже своих мышц>.

А вот афиша знаменитого зала "Альгамбра", где в 1903 году "русский лев" Георг Гаккеншмидт одержал победу над знаменитым силачом Каркисом. Афиша посвящена другому русскому силачу - Александру Зассу: "В Манчестере во время строительных работ, - сообщает афиша, - Самсон, подвешенный одной ногой к крану, поднял в зубах железную балку с земли и был перенесен на верх здания подъемным краном, в то время как толпа, разинув рты, стояла внизу. Если бы Самсон разжал рот, толпа никогда не смогла бы рассказать, что она видела".

Не отставали от афиш и газеты.

"Дейли телеграф": "Господин, называющий себя Самсоном, является сильнейшим человеком на земле. В это можно поверить, увидев, как он вяжет железные прутья в узлы".

"Манчестер гардиан": "Согласно объявлениям, он самый сильный человек на земле, и после того, как мы сами увидели его... это заявление можно считать неопровержимым".

"Здоровье и сила" журнал: "В лице Самсона мы имеем настоящего силача, чьи достижения полностью открыты для проверки".

"Увидеть - значит поверить. Воистину кажется, что его мускулы сделаны из стали". И так далее.

Александр выезжает на гастроли в разные страны. Постоянно обновляет свой репертуар, внимательно изучает манеру работы других атлетов, стараясь всегда усложнить какой-либо из увиденных трюков.

В 1925 году под редакцией девятикратного чемпиона мира Пулума была опубликована книга "Удивительный Самсон". Издана книга в Лондоне. В ней рассказывается об удивительной судьбе и атлетической карьере русского атлета Александра Засса.

Александр Иванович Засс опубликовал несколько систем физического развития, изобрел кистевой динамометр, сконструировал и изготовил пушку для аттракциона "Человек-снаряд", знал несколько европейских языков. Умер Самсон в 1962 году. Похоронен под Лондоном в небольшом городке Хокли.

увеличить

0

9

лександр Иванович Засс, сценическое имя «Железный Самсон» (Родился в Лондоне) - силач, артист цирка. С детства не обладая выдающимися физическими данными (рост – 168см , вес не более 75 кг, окружность грудной клетки при вдохе – 119см , бицепсы – 41см ), он разработал собственную систему тренировок в основе которой были изометрические упражнения, а не традиционное сокращение мышц под нагрузкой.

Впервые на арене цирка Александр Засс выступил в 1908 году в Оренбурге, в цирке Андржиевского. Во время первой мировой войны служил в Русской армии. В 1914 году был ранен и попал в плен к австрийцам. Трижды бежал из плена, и с третьей попытки ему удалось покинуть Австрию. Однако в Россию Засс больше не возвращался.

Несмотря на феноменальные силовые трюки Засса и популярность на Западе в Советском Союзе до начала 1980-х годов о нем старались не упоминать - силач считался не нашим. Его имя вы не найдете в Советских энциклопедиях. Александр Засс родился в 1888 году в простой русской семье. В детстве он мечтал стать цирковым артистом и упорно тренировался. И мечта сбылась – его взяли в цирк. Вплоть до начала первой Мировой войны Засс выступал с силовыми номерами.

В 1914 году Засса призвали на службу в кавалерийский полк. В одном из боев силач был ранен и попал в плен. Дважды он неудачно пытался бежать. И только с третьей попытки Засс обрел свободу. В Венгрии известный цирковой импрессарио Пазолини предложил Зассу-нелегалу сменить имя и заключить долговременный контракт. Выбора не было – либо расстрел, либо цирк. После войны Засс гастролировал по миру с силовыми номерами и дрессурой. Жизнь силача окончилась в 1962 году в небольшом городке Хокли под Лондоном.
Трюки Засса

Многие трюки Засса до сих пор так и не удается никому повторить. Он носил по арене пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке; отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами; продев голень одной ноги в петлю каната, зафиксированного под самым куполом, держал в зубах платформу с пианино и пианисткой; лёжа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом в 500 килограммов, по которому желающие из публики били кувалдами; ловил руками ассистентку, вылетавшую из жерла цирковой пушки и описывающую над ареной 12–метровую траекторию. Кроме чисто силовых трюков Засс превосходно боролся, буквально ломая профессиональных борцов. Хотя помериться с ним силою на ковре желающих практически не было.

Феноменальную силу Засс неоднократно проявлял и в жизни. Однажды во время войны он верхом возвращался с разведки и уже на нейтральной территории попал под вражеский огонь. Пуля ранила лошадь, которая, упав, придавила всадника. Засс, дождавшись темноты, не бросил боевого друга, а, взвалив лошадь на плечи, полкилометра нес ее до расположения русских войск.

Западные издания в один голос признавали Засса в сильнейшим человеком планеты:

«Дейли телеграф»: «Господин, называющий себя Самсоном, является сильнейшим человеком на земле. В это можно поверить, увидев, как он вяжет железные прутья в узлы».
«Манчестер гардиан»: "Согласно объявлениям, он самый сильный человек на земле, и после того, как мы сами увидели его... это заявление можно считать неопровержимым».
Фотографии

     
Наследие Засса

К сожалению, наследие Железного Самсона в России до сих пор крайне мало изучено. А оно стоит того, ведь он достиг феноменальных результатов благодаря не врожденным способностям, а изобретенным им методикам тренировок, которые спустя десятилетия оказались востребованными некоторыми тяжелоатлетами, сотрудниками спецслужб, специалистами по рукопашному бою, спортсменами различных видов единоборств. Засс в одиночку дошел до того, к чему долгое время шли на Востоке, осваивая внутреннюю силу дыхания, и поразил Запад проявлением внешней силы. Железный Самсон не имея образования, фактически провел работу целых спортивных институтов.

Среди разработок Засса можно выделить три главные вещи:

1. Дыхание. Засс подобно йогам и бойцам восточных школ уделял огромное внимание постановке дыхания и даже выработал собственный комплекс дыхательных упражнений. Не случайно англичане, очень щепетильные и измеряющие все до миллиметра отметили, что экскурсия грудной клетки (разница окружности в состоянии вдоха и выдоха) равна 23 сантиметрам. Владение собственным дыханием позволяло ему выполнять трюки, которые мастерам восточных единоборств даже не снились. Например, во время выступлений в Англии он предлагал 25 фунтов стерлингов (огромные деньги) любому желающему, кто ударом кулака в живот сумеет сдвинуть его с места. В дальнейшем Засс даже усовершенствовал трюк – предлагал бить желающим уже ногой.

2. Изометрические упражнения. Засс одним из первых ввел в силовой тренинг, так называемые изометрические упражнения, при которых сила прикладывается либо к неподвижному, либо почти к неподвижному предмету. В построении силы он первостепенным он считал развитие сухожилий, при помощи которых мышцы прикрепляются к костям: «Я не верю в большие мускулы, если рядом с ними нет настоящей большой силы сухожилий. Можно видеть энтузиастов физической культуры, обладающих довольно большими мускулами. Но какой от них прок, если отсутствует мощная основа - развитые сухожилия». К примеру, бицепс у самого Засса по меркам нынешних культуристов и штангистов был весьма скромным – всего 41 сантиметр.

Засс разработал несколько комплексов изометрических упражнений с цепями, на самосопротивление, с прутьями и т.д.. Их уникальность заключается помимо прочего, в том что на тренировку требуется довольно мало времени – всего лишь 25-30 минут включая разминку. Однако выполнение изометрических упражнений требует учитвать определенные моменты – постановку дыхания и предельную концентрацию. Хотя сами упражнения на первый взгляд довольно просты. Например, можно пытаться согнуть арматуру напрягая свои силы в течение 10-15 секунд или раздвинуть дверной косяк, или разорвать цепь и т.д.

3. Комплексный подход. Развивая силу, Засс вместе с тем, гораздо больше, чем его современники и нынешние спортсмены работал головой. За годы тренировок он великолепно изучил строение человеческого организма, биомеханику и физиологию, что позволило ему выработать комплексный подход, обеспечивающий максимальные результаты. Сочетание дыхательных, изометрических и динамических упражнений, режим питания, сна и отдыха позволяют организму восстанавливаться в короткие сроки. Благодаря этому Засс тренировался с полной отдачей, загружая все группы мышц, минимум два раза в день, что до сих пор поражает спортсменов, поскольку считается, что человеку для полного восстановления необходимо от 24 до 48 часов.

За свою жизнь Александр Засс опубликовал несколько работ по развитию человеческого организма и каждая из них достойна подробного изучения. Может быть, будущие исследователи откроют в них другие секреты Железного Самсона, так и оставшегося непревзойденным.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

0

10

Райан Кеннелли американский пауэрлифтингом, который специализируется в жиме лежа. По состоянию на 8 ноября 2008, Кеннелли проводит Всемирная организация пауэрлифтинга мировой рекорд в помощь (мотор) жим с подъемом 1075 фунтов (489 кг) в течение Гордость прочности войны состоится в Кенневик. [1] Это мировой рекорд классифицируется как оборудованы мировой рекорд, смысл поднимать завершения с помощью скамейке рубашку.

В настоящее время его записи в третий раз в 2008 году, что он побил рекорд жим мира. На 12 апреля 2008, Кеннелли установил рекорд в жиме лежа привет лифт 1070 кг (486 кг), во время Американской ассоциации пауэрлифтинга открытого Железный войны провела в Кенневик, Вашингтон, [2].

На 12 июля 2008, Кеннелли успешно жиму лежа 1074 фунтов (488 кг) при Организации Объединенных пауэрлифтингу Ассоциации Бенч Баш на наличные в Дабек, Айова [3].

Кеннелли 6 футов 2 дюйма (1,88 м), что делает его одним из самых высоких власти стеклоподъемники активной конкуренции [4].

Кеннелли поезда так часто, как 10 раз в неделю и хиты некоторый тип жим подготовки 7-8 раз в неделю. Кеннелли начала подъема на ноги только потому, что скамейка была платовидной из-за слабой нижней части тела.

увеличить

0

11

ц

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

0

12

цы

увеличить

0


Вы здесь » Армрестлинг » СтронгМен » Великие атлеты


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC